Об утверждении Правил и условий проведения аттестации педагогов
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 83. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 февраля 2016 года № 13317.
Сноска. Заголовок - в редакции приказа Министра просвещения РК от 02.04.2024 № 72 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с пунктом 7 статьи 139 Трудового кодекса Республики Казахстан, статьи 14 Закона Республики Казахстан "О статусе педагога", ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра образования и науки РК от 12.11.2021 № 561 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Утвердить прилагаемые Правила и условия проведения аттестации педагогов.
Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра образования и науки РК от 12.11.2021 № 561 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
2. Признать утратившим силу приказ исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 7 августа 2013 года № 323 "Об утверждении Правил проведения и условий аттестации гражданских служащих в сфере образования и науки, а также Правил проведения и условий аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих образовательные учебные программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8678, опубликованный в газете "Казахстанская правда" от 26 сентября 2013 года № 282 (27556)).
3. Административному департаменту в установленном законодательством порядке (Каирбекова А.М.) обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и Информационно-правовой системе "Әділет", а также в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан" для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на Интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан.
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на ответственного секретаря Министерства образования и науки Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр образования
и науки Республики Казахстан А. Саринжипов
Утверждены
приказом Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 27 января 2016 года № 83
Правила и условия проведения аттестации педагогов
Сноска. Правила - в редакции приказа Министра просвещения РК от 25.02.2025 № 32 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила и условия проведения аттестации педагогов (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 7 статьи 139 Трудового кодекса Республики Казахстан, с пунктом 5 статьи 44 Закона Республики Казахстан "Об образовании", статьей 14 Закона Республики Казахстан "О статусе педагога", подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан "О государственных услугах" и определяют порядок проведения аттестации педагогов.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) аттестация – процедура, проводимая с целью определения уровня квалификации педагогов, по результатам которой присваиваются (подтверждаются) квалификационные категории согласно настоящим Правилам;
2) аттестуемый – педагог (в соответствии с Перечнем должностей педагогов, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 15 апреля 2020 года № 145 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20400), претендующий на присвоение (подтверждение) квалификационной категории согласно настоящим Правилам;
3) аттестационная комиссия – коллегиальный орган, проводящий процедуру аттестации педагогов (далее – Комиссия);
4) аттестационный период – промежуток времени с даты последнего присвоения (подтверждения) квалификационной категории до наступления срока следующей аттестации или наличия условий для досрочной аттестации;
5) апелляция – процедура повторного рассмотрения результатов оценки знаний педагогов, которая осуществляется по заявлению аттестуемого в соответствии с настоящими Правилами;
6) апелляционная комиссия – комиссия, создаваемая уполномоченным органом в области образования, которая принимает решение по итогам повторного рассмотрения результатов оценки знаний педагогов;
7) квалификационная оценка – рассмотрение организацией образования материалов (портфолио) педагога на наличие всех документов в соответствии с квалификационными характеристиками;
8) квалификационная категория – уровень профессиональной компетентности педагога в соответствии с Профессиональным стандартом "Педагог", утвержденным приказом исполняющего обязанности Министра просвещения Республики Казахстан от 15 декабря 2022 года № 500 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 31149) (далее – Профессиональный стандарт), и Типовыми квалификационными характеристиками должностей педагогов, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5750) (далее – квалификационные характеристики);
9) комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности – процедура оценки соответствия доказательств деятельности и достижений педагога требованиям квалификационной категории;
10) оценка знаний педагогов (далее – ОЗП) – процедура тестирования знаний аттестуемых, проводимая организацией, определенной уполномоченным органом в области образования;
11) объект информатизации "Национальная платформа непрерывного профессионального развития педагога "Ұстаз" (далее – Платформа) – платформа организации, определенной уполномоченным органом в области образования, обеспечивающая сбор и обработку данных о профессиональной деятельности педагога.
3. Аттестация педагогов, методистов, заместителей руководителя организаций образования, методических кабинетов (центров) проводится не реже одного раза в пять лет в соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 15 Закона Республики Казахстан "О статусе педагога".
Первые руководители организаций образования проходят аттестацию один раз в три года в соответствии с пунктом 5 статьи 44 Закона Республики Казахстан "Об образовании".
Глава 2. Порядок и условия проведения аттестации
4. Педагоги, методисты, первые руководители, заместители руководителя организаций образования и методических кабинетов (центров) при аттестации на присвоение (подтверждение) квалификационной категории на основании заявления проходят квалификационную оценку, ОЗП, комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности.
5. Аттестация для педагогов, имеющих педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю или документ о педагогической переподготовке с присвоением соответствующей квалификации, осуществляется в соответствии с профессиональным стандартом и квалификационными характеристиками с соблюдением сроков прохождения и принципа последовательности квалификационной категории:
1) на квалификационную категорию "педагог":
"педагог-стажер", имеющий педагогический стаж не менее одного года; лица, возобновившие работу в педагогической должности (срок возобновления не более 5 (пяти) лет) при общем педагогическом стаже по соответствующему профилю не менее 1 (одного) года) и не имеющие квалификационной категории; находившиеся на обучении (стажировке) по специальности за пределами Республики Казахстан; осуществлявшие педагогическую деятельность по соответствующему профилю и прибывшие в Республику Казахстан из стран ближнего и дальнего зарубежья, имеющие следующие профессиональные компетенции:
знает содержание учебного предмета (области деятельности), современные подходы педагогики и психологии для индивидуального развития обучающихся (воспитанников);
осуществляет планирование, владеет различными методами, стратегиями обучения (воспитания, развития) и инструментами оценивания;
проводит урок (занятие, деятельность, мероприятие) с учетом принципов познавательного, образовательного процесса и достигает ожидаемых результатов, осуществляет индивидуальный подход с учетом потребностей обучающихся (воспитанников);
принимает участие в мероприятиях на уровне организации образования;
информирует родителей (законных представителей) о результатах обучения (воспитания, развития), обсуждает с коллегами успеваемость (развитие) обучающихся (воспитанников);
определяет собственные потребности в улучшении практики обучения, взаимодействует с коллегами;
соблюдает нормы безопасной и благоприятной образовательной (развивающей) среды, этические нормы;
2) на квалификационную категорию "педагог-модератор":
педагоги, имеющие педагогический стаж не менее двух лет и следующие профессиональные компетенции:
планирует и проводит урок (занятие, деятельность, мероприятие) с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся (воспитанников) и определяет необходимые методики и инструменты оценивания для достижения ожидаемых результатов;
поддерживает безопасную и благоприятную образовательную (развивающую) среду, применяет этические нормы в своей работе;
обсуждает с обучающимися (воспитанниками) и родителями (законными представителями) результаты обучения (воспитания, развития) и пути улучшения;
анализирует собственную практику и актуальные результаты практики коллег, учитывающих индивидуальные способности и потребности обучающихся (воспитанников);
разрабатывает и внедряет учебно-методические материалы или программы, рекомендованные методическим советом организации образования;
имеет участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне организации образования в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 7 декабря 2011 года № 514 "Об утверждении Перечня республиканских и международных олимпиад и конкурсов научных проектов (научных соревнований) по общеобразовательным предметам, конкурсов исполнителей, конкурсов профессионального мастерства и спортивных соревнований и критерии их отбора" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 7355) (далее - Перечень), или перечнем, утвержденным управлением образованием области (городов республиканского значения, столицы), или уполномоченным органом соответствующей отрасли, согласованным с уполномоченным органом в области образования;
является участником олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне организации образования в соответствии с Перечнем или перечнем, утвержденным управлением образованием области (городов республиканского значения, столицы) или уполномоченным органом соответствующей отрасли, согласованным с уполномоченным органом в области образования;
3) на квалификационную категорию "педагог-эксперт":
педагоги, имеющие следующие профессиональные компетенции:
соответствует общим требованиям квалификационной категории "педагог-модератор";
планирует и применяет межпредметные (междисциплинарные) связи, технологии и стратегии оценивания, учитывает индивидуальные способности и потребности;
обеспечивает безопасную и благоприятную образовательную (развивающую) среду, руководствуется высокими этическими нормами в своей работе;
оценивает и отслеживает прогресс и развитие способностей обучающихся (воспитанников);
оценивает результаты собственной практики и актуальные исследования коллег по развитию индивидуальных способностей и потребностей обучающихся (воспитанников);
осуществляет методическую поддержку коллег через различные формы работы на уровне района/города (города областного значения),
разрабатывает и внедряет учебно-методические материалы или программы, рекомендованные учебно-методическим советом отдела образования района/города;
имеет участников конкурсов, соревнований на уровне района/города (города областного значения) в соответствии с Перечнем или перечнем, утвержденным управлением образованием области (городов республиканского значения, столицы), или уполномоченным органом соответствующей отрасли, согласованного с уполномоченным органом в области образования;
является участником конкурсов профессионального мастерства на уровне района, области, городов республиканского значения, республики (для республиканских подведомственных организаций и организаций образования отраслевых государственных органов) в соответствии с Перечнем или перечнем, утвержденным управлением образованием области (городов республиканского значения, столицы), или уполномоченным органом соответствующей отрасли, согласованным с уполномоченным органом в области образования;
4) на квалификационную категорию "педагог-исследователь":
педагоги, имеющие следующие профессиональные компетенции:
соответствует общим требованиям квалификационной категории "педагог-эксперт";
реализует интегрированный процесс обучения (воспитания, развития) на основе авторских технологий и стратегий оценивания;
управляет безопасной и благоприятной образовательной (развивающей) средой, поддерживает коллег в понимании этических норм;
разрабатывает для педагогического сообщества рекомендации по использованию результатов мониторинга развития обучающихся (воспитанников);
исследует урок (занятие, деятельность, мероприятие) вместе с коллегами и распространяет результаты исследования для улучшения практики обучения (воспитания) в организации образования;
транслирует опыт на уровне области (с охватом не менее 3 (трех) районов/ городов), городов республиканского значения и столицы, республики (для республиканских подведомственных организаций и организаций образования отраслевых государственных органов);
разрабатывает и внедряет учебно-методические материалы или программы, рекомендованные учебно-методическим советом при управлении образованием или республиканским учебно-методическими советом;
является участником конкурсов профессионального мастерства на уровне области, городов республиканского значения и столицы, республики (для республиканских подведомственных организаций и организаций отраслевых государственных органов) в соответствии с Перечнем или перечнем, утвержденным управлением образованием области (городов республиканского значения и столицы) или уполномоченным органом соответствующей отрасли, согласованным уполномоченным органом в области образования;
имеет участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне области, городов республиканского значения и столицы, республики (для республиканских подведомственных организаций и организаций отраслевых государственных органов) в соответствии с Перечнем или перечнем, утвержденным управлением образованием области (городов республиканского значения и столицы), или уполномоченным органом соответствующей отрасли, согласованным уполномоченным органом в области образования;
5) на квалификационную категорию "педагог-мастер":
педагоги, имеющие следующие профессиональные компетенции:
соответствует общим требованиям квалификационной категории "педагог-исследователь";
планирует и реализует интегрированный процесс обучения (воспитания, развития) с учетом результатов исследований практики;
транслирует опыт по созданию безопасной и благоприятной образовательной (развивающей) среды, является примером соблюдения этических норм;
транслирует опыт эффективного сотрудничества в педагогическом сообществе по развитию обучающихся (воспитанников);
координирует исследования в организации образования, распространяет результаты в педагогическом сообществе, поддерживает коллег в профессиональном развитии;
разрабатывает и внедряет авторские программы, рекомендованные республиканским учебно-методическим советом;
или является автором (соавтором) изданных учебников, учебно-методических пособий, включенных в перечень учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, утвержденных уполномоченным органом в области образования или рекомендованных Республиканским учебно-методическим советом при уполномоченном органе в области образования;
является участником конкурсов профессионального мастерства на республиканском или международном уровне в соответствии с Перечнем или перечнем, утвержденным уполномоченным органом соответствующей отрасли, согласованным уполномоченным органом в области образования;
имеет участников олимпиад, конкурсов, соревнований, чемпионатов на уровне республики или международном уровне в соответствии с Перечнем или перечнем, утвержденным уполномоченным органом соответствующей отрасли, согласованном уполномоченным органом в области образования;
транслирует опыт на уровне республики (с охватом не менее 3 областей).
6. Присвоение квалификационной категории педагогам осуществляется по занимаемой должности.
По истечении одного года "педагог-стажер" подает заявление на имя первого руководителя организации образования для присвоения категории "педагог" без прохождения процедуры аттестации. Первый руководитель в течение пяти рабочих дней с даты поступления заявления, издает приказ о присвоении категории "педагог".
В случае, если методический кабинет (центр) является структурным подразделением без образования юридического лица, то первый руководитель, заместитель руководителя методического кабинета (центра) проходит процедуру аттестации как методист методического кабинета (центра).
7. При преподавании предметов (дисциплин), указанных в дипломе об образовании как одна специальность, присвоение квалификационной категории проводится по основной должности.
Квалификационная категория, присвоенная по основной должности, распространяется также на преподаваемые предметы (дисциплины), указанные в дипломе об образовании как одна специальность.
8. Педагогам организаций технического и профессионального, послесреднего образования (учебно-производственных комбинатов) присвоение (подтверждение) квалификационной категории проводится в соответствии с преподаваемым профилем или по занимаемой должности.
9. Педагоги, преподающие предмет "Художественный труд", "Трудовое обучение", проходят ОЗП с дипломом по специальностям "Технология", "Изобразительное искусство", "Черчение"; по предмету "Графика и проектирование" – с дипломом по специальностям: "Изобразительное искусство", "Черчение", "Информатика"; квалификационную оценку, комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности – по занимаемой должности, а также учитывается профессиональное обучение и ранее присвоенная квалификационная категория.
10. При соответствии материалов (портфолио) педагоги проходят квалификационную оценку, ОЗП и комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности для присвоения квалификационной категории, имеющие:
"вторую категорию" - "педагог-модератор" или "педагог-эксперт";
"первую категорию" - "педагог-эксперт" или "педагог-исследователь";
"высшую категорию" - "педагог-эксперт", "педагог-исследователь" или "педагог-мастер".
11. При преподавании педагогом дисциплин или курсов, по которым не осуществляется профессиональная подготовка специалистов в организациях высшего и послевузовского образования или технического и профессионального, послесреднего образования, за ним сохраняется ранее полученная категория. Последующая аттестация проводится в порядке, определенном настоящими Правилами, по занимаемой должности.
12. Первый руководитель, заместитель руководителя организации образования, методического кабинета (центра), участвующий в процедуре первичной аттестации, подает заявление на присвоение квалификационной категории в соответствии с результатами ОЗП и комплексного аналитического обобщения результатов деятельности без соблюдения очередности категорий. Последующая аттестация осуществляется в соответствии с принципом последовательности в порядке, определяемом настоящими Правилами.
Параграф 1. Порядок оказания государственной услуги
13. Подача документов для аттестации осуществляется в соответствии с Перечнем основных требований к оказанию государственной услуги согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
Для прохождения аттестации педагогом в сроки, определенные уполномоченным органов в области образования, подается заявление по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
14. Государственная услуга оказывается организациями образования, отделами образования районов и городов областного значения, управлениями образования областей, городов республиканского значения и столицы, уполномоченным органом в области образования (далее – услугодатель).
15. Государственная услуга оказывается:
через Платформу - на квалификационную категорию "педагог-модератор", "педагог-эксперт";
через веб-портал электронного правительства (далее – портал) – на квалификационную категорию "педагог-исследователь", "педагог-мастер", "руководитель третьей категории", "руководитель второй категории", "руководитель первой категории", "заместитель руководителя третьей категории", "заместитель руководителя второй категории", "заместитель руководителя первой категории".
16. При подаче документов через платформу или веб-портал в течение одного рабочего дня в "личный кабинет" услугополучателя поступает уведомление о приеме заявления на прохождение аттестации по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам или уведомление об отказе о дальнейшем рассмотрении заявления в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью уполномоченного лица услугодателя по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам.
В случае поступления заявления после окончания рабочего времени, в выходные и праздничные дни согласно трудовому законодательству Республики Казахстан, заявление регистрируется следующим рабочим днем.
17. Услугодатель обеспечивает внесение сведений о стадии оказания государственной услуги в информационную систему мониторинга оказания государственных услуг в порядке, установленном подпунктом 11) пункта 2 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О государственных услугах" (далее – Закон).
В соответствии с подпунктом 5) статьи 10, подпунктом 3) статьи 14, статьи 23 Закона центральный государственный орган в течение 3 (трех) рабочих дней с даты внесения изменения и (или) дополнения в настоящие Правила актуализирует их и направляет услугодателям в Единый контакт-центр.
18. Рассмотрение жалобы по вопросам оказания государственных услуг производится вышестоящим административным органом, должностным лицом, уполномоченным органом по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг (далее – орган, рассматривающий жалобу).
Жалоба подается услугодателю и (или) должностному лицу, чье решение, действие (бездействие) обжалуются.
Услугодатель, должностное лицо, чье решение, действие (бездействие) обжалуются, не позднее трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляют ее и административное дело в орган, рассматривающий жалобу.
При этом услугодатель, должностное лицо, чье решение, действие (бездействие) обжалуются, вправе не направлять жалобу в орган, рассматривающий жалобу, если он в течение трех рабочих дней примет решение либо иное административное действие, полностью удовлетворяющее требованиям, указанным в жалобе.
Жалоба услугополучателя, поступившая в адрес услугодателя, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона подлежит рассмотрению в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня ее регистрации.
Жалоба услугополучателя, поступившая в адрес уполномоченного органа по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг, подлежит рассмотрению в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня ее регистрации.
Если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан, обжалование в суде допускается после обжалования в административном (досудебном) порядке в соответствии с пунктом 5 статьи 91 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан.
Параграф 2. Состав и порядок деятельности аттестационной комиссии
19. Для проведения аттестации педагогов в уполномоченном органе в области образования, органах управления образованием области, города республиканского значения и столицы, района, города областного значения, в организациях образования (далее – аттестующий орган) до 1 сентября текущего учебного года создаются Комиссии для следующих квалификационных категорий:
1) в организациях образования: "педагог-модератор";
2) в органе управления образованием района (города), города областного значения: "педагог-эксперт", "заместитель руководителя третьей категории", "заместитель руководителя второй категории", "руководитель третьей категории", "руководитель второй категории";
3) в органе управления образованием области, города республиканского значения и столицы:
"педагог-исследователь", "заместитель руководителя первой категории", "руководитель первой категории";
для организаций образования, методических кабинетов (центров), находящихся в ведомственном подчинении: "педагог-эксперт", "заместитель руководителя третьей категории", "заместитель руководителя второй категории", "руководитель третьей категории", "руководитель второй категорий";
4) при уполномоченном органе в области образования:
"педагог-мастер";
для организаций образования, методических кабинетов (центров), находящихся в ведомственном подчинении, организаций отраслевого государственного органа: "педагог-эксперт", "педагог-исследователь", "заместитель руководителя третьей категории", "заместитель руководителя второй категории", "заместитель руководителя первой категории", "руководитель третьей категории", "руководитель второй категории", "руководитель первой категории".
20. В состав Комиссии входят педагоги, имеющие стаж работы не менее 7 (семи) лет и квалификационные категории "педагог-эксперт" (на уровне организации образования), "педагог-исследователь", "педагог-мастер", "руководитель третьей категории", "руководитель второй категории", "руководитель первой категории", "заместитель руководителя третьей категории", "заместитель руководителя второй категории", "заместитель руководителя первой категории", методисты методических кабинетов (центров), организаций повышения квалификации педагогов, представители профессиональных сообществ, общественных, неправительственных и профсоюзных организаций, специалисты органов управления образованием, подведомственных организаций.
В состав Комиссии организации образования не включаются педагоги, аттестуемые в данной организации образования в период действия полномочий Комиссии.
21. Комиссия состоит из нечетного числа (не менее 7 (семи) членов. Председатель Комиссии избирается из числа членов Комиссии на первом заседании путем тайного голосования простым большинством голосов. В случае равенства голосов проводится повторное голосование. Председатель Комиссии избирается сроком на один год. Повторное избрание допускается не более одного раза подряд. Члены Комиссии участвуют в заседаниях Комиссии без права замены. Секретарь Комиссии готовит материалы и документы, необходимые для проведения заседания Комиссии, оформляет и подписывает протокол. Секретарь Комиссии не является членом Комиссии.
22. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третьих состава.
Результаты голосования определяются большинством голосов членов Комиссии. При равенстве голосов голос председателя Комиссии является решающим.
23. Срок полномочий Комиссии составляет один год с даты утверждения состава Комиссии.
24. Комиссия принимает итоговое решение по результатам аттестации педагогов в следующей формулировке:
1) соответствует заявляемой квалификационной категории;
2) не соответствует заявляемой квалификационной категории.
При принятии решения "не соответствует заявляемой квалификационной категории" принимается решение о сохранении действующей квалификационной категории или присвоении квалификационной категории ниже действующей.
Педагогу, в случае соответствия материалов комплексного аналитического обобщения результатов деятельности на заявляемую квалификационную категорию, но не достижения порогового уровня прохождения ОЗП, присваивается квалификационная категория не выше результатов ОЗП.
При принятии Комиссией решения "не соответствует заявляемой квалификационной категории" при досрочной аттестации действующая квалификационная категория сохраняется до завершения срока действия.
25. Решение Комиссии оформляется протоколом по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам. Комиссия направляет на электронную почту ("личный кабинет") выписку из Протокола заседания Комиссии по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам.
26. На основании протокола Комиссии аттестующий орган издает приказ о присвоении (подтверждении) квалификационной категории. Организацией образования на основании приказа педагогам выдается удостоверение о присвоении (подтверждении) квалификационной категории по форме согласно приложению 7 к настоящим Правилам.
Срок действия квалификационной категории педагогов, методистов, заместителей руководителя – 5 (пять) лет, первых руководителей – 3 (три) года.
27. При переходе из одной организации образования в другую организацию образования или организацию, осуществляющую методическое сопровождение, или при осуществлении педагогической деятельности на условиях совмещения или совместительства или при назначении педагога на другую должность (в том числе методиста) в организации образования в соответствии с профилем деятельности у педагога сохраняется действующая квалификационная категория до завершения срока действия.
28. Педагогам, назначаемым на должности педагогов по специальным дисциплинам и мастеров производственного обучения в организациях технического и профессионального, послесреднего образования, квалификационная категория присваивается Комиссией соответствующего уровня на основании заявления без проведения аттестации, при наличии стажа работы на производстве по профилю за последние: не менее 5 (пять) лет – "педагог-модератор"; 10 (десять) и более лет – "педагог-эксперт".
Заседание Комиссии по присвоению квалификационной категории проводится в течение пяти рабочих дней с даты поступления заявления.
Последующая аттестация проводится в соответствии с настоящими Правилами.
29. Срок действия квалификационной категории педагога приостанавливается и сохраняется на срок не более двух лет после выхода на работу в следующих случаях:
временной нетрудоспособности при наличии заболеваний, включенных в Перечень социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный уполномоченным органом в сфере здравоохранения;
отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, включая педагогов, усыновивших (удочеривших) новорожденного ребенка (детей), до достижения ребенком возраста трех лет;
получения послевузовского образования или прохождения стажировки по специальности с отрывом от производства;
прохождения воинской службы.
Срок действия квалификационной категории сохраняется на срок не более двух лет при переходе педагога:
в другую организацию образования;
в организацию образования из уполномоченного органа в области образования, органов управления образованием, методических кабинетов (центров) или организаций повышения квалификации педагогов.
После выхода на работу педагог подает заявление о сохранении квалификационной категории с приложением соответствующих документов. На основании заявления педагога первый руководитель организации образования в течение пяти рабочих дней с даты поступления заявления издает приказ о сохранении квалификационной категории.
30. Педагоги, которым до пенсии по возрасту остается не более четырех лет, освобождаются от процедуры аттестации. Имеющаяся квалификационная категория у педагогов сохраняется до наступления пенсионного возраста на основании заявления.
Педагоги пенсионного возраста, продолжающие осуществлять педагогическую деятельность после выхода на пенсию, проходят аттестацию в соответствии с пунктом 57 настоящих Правил.
31. Квалификационная категория, присвоенная по одной из должностей "педагог (преподаватель)", "заведующий (руководитель) отделением (отдела)", "мастер производственного обучения", "старший мастер", "методист", "педагог-организатор", сохраняется и распространяется при переходе на любую из указанных должностей и осуществлении педагогической деятельности на условиях совмещения или совместительства.
32. Комиссией присваивается квалификационная категория:
"педагог-модератор" без прохождения процедуры аттестации – лицам, вошедшим в Президентский кадровый резерв или имеющим степень кандидата/доктора наук или доктора PhD; выпускникам Nazarbayev University, зарубежных организаций высшего и послевузовского образования, входящих в список рекомендованных для обучения по программе "Болашақ"; педагогам иностранных языков, имеющим сертификат Сэлта CELTA (сертифекейт ин инглиш лэнгуиж тичинг то адалтс. Кембридж Certificate in English Language Teaching to Adults. Cambridge) пасэндэбав Pass and above) или имеющим сертификат Дэлта DELTA (диплом ин инглш лэнгуидж тичинг ту адалтс Diploma in English Language Teaching to Adults) пас энд эбав Pass and above); лицам, перешедшим в организации образования из органа управлением образования, уполномоченного органа в области образования, организации повышения квалификации, организации высшего и послевузовского образования.
Последующая аттестация проводится в порядке, определенном настоящими Правилами.
33. Педагогам, принятым на работу в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 июня 2022 года № 390 "Об утверждении Правил привлечения лучших педагогов с соответствующим пакетом мер поддержки для регионов, имеющих дефицит учителей (Специальная программа)", на основании заявления Комиссией соответствующего уровня в течение пяти рабочих дней с даты поступления заявления присваивается квалификационная категория без прохождения процедуры аттестации:
выпускникам организаций высшего, послевузовского образования – "педагог-модератор";
имеющим квалификационную категорию "педагог-эксперт", "педагог-исследователь", – на один уровень выше.
При переходе в другую организацию образования педагоги проходят процедуру подтверждения квалификационной категории, присвоенной в рамках Специальной программы, до завершения срока действия.
Последующая аттестация проводится в порядке, определенном настоящими Правилами.
34. При назначении на должность руководителя или заместителя руководителя организации образования, по решению Комиссии соответствующего уровня, присваивается квалификационная категория без прохождения процедуры аттестации "руководитель первой категории", "заместитель руководителя первой категории":
педагогам, прошедшим обучение по программе отбора и подготовки лидеров изменений в образовании и вошедших в кадровый резерв;
лицам, имеющим высшее педагогическое образование, переходящим в организацию образования из органов управления образованием, уполномоченного органа в области образования и имеющим стаж работы не менее 5 (пяти) лет на должностях государственной службы.
Последующая аттестация проводится в порядке, определенном настоящими Правилами.
35. Квалификационная категория "руководитель-организатор" приравнивается к квалификационной категории "руководитель третьей категории"; квалификационная категория "руководитель-менеджер" приравнивается к квалификационной категории "руководитель второй категории"; квалификационная категория "руководитель-лидер" приравнивается к квалификационной категории "руководитель первой категории".
36. При переходе первого руководителя, заместителя руководителя организации образования, методического кабинета (центра) в организации или из одной организации образования в другую действующая квалификационная категория сохраняется до завершения срока действия в должности руководителя, заместителя руководителя, методиста, заведующего (руководителя) отдела (отделения).
При переходе первого руководителя на должность заместителя руководителя организации образования или наоборот действующая квалификационная категория руководителя, (заместителя руководителя) сохраняется до завершения срока действия в рамках квалификационных категорий:
"руководитель первой категории" - "заместитель руководителя первой категории";
"руководитель второй категории" - "заместитель руководителя второй категории";
"руководитель третьей категории" - "заместитель руководителя третьей категории".
При назначении педагога на должность заместителя руководителя или наоборот (в соответствии с требованиями к квалификации) квалификационная категория приравнивается и срок действия квалификационной категории сохраняется на срок не более двух лет:
"педагог-эксперт" - "заместитель руководителя третьей категории";
"педагог-исследователь" - "заместитель руководителя второй категории";
"педагог-мастер" - "заместитель руководителя первой категории".
Последующая аттестация проводится в порядке, определенном настоящими Правилами, по занимаемой должности.
Параграф 3. Порядок и условия проведения оценки знаний педагогов
37. ОЗП проводится в сроки, определенные уполномоченным органом в области образования, в соответствии с заявлением аттестуемого, которое подается в дистанционном формате, согласно приложению 8 к настоящим Правилам.
38. ОЗП состоит из следующих заданий:
1) для педагогов дошкольных организаций и предшкольных классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий:
"Знание методик по профилю, дошкольная педагогика и психология" – пятьдесят заданий;
2) для педагогов начального образования:
"Предметные знания" – 50 (пятьдесят) заданий;
3) для педагогов основного среднего и общего среднего образования:
"Предметные знания" – 50 (пятьдесят) заданий;
4) для педагогов организаций дополнительного образования:
"Основы педагогики и психологии" – 50 (пятьдесят) заданий;
5) для воспитателей, педагогов-психологов специальных организаций, организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, интернатных организаций, общежитий, педагогов-ассистентов, социальных педагогов, профориентаторов, вожатых:
"Основы педагогики и психологии" – 50 (пятьдесят) заданий;
6) для педагогов специальных организаций образования и специальных педагогов организаций образования:
"Предметные знания по профилю" – 50 (пятьдесят) заданий;
7) для организаций технического и профессионального, послесреднего образования (учебно-производственных комбинатов):
преподавателей по общеобразовательным дисциплинам, общепрофессиональным и специальным дисциплинам, общегуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, мастеров производственного обучения:
"Предметные знания" – 50 (пятьдесят) заданий;
педагогов иных должностей:
"Основы педагогики и психологии" – 50 (пятьдесят) заданий;
8) для первых руководителей, заместителей руководителя организаций образования, методических кабинетов (центров):
"Знание законодательства Республики Казахстан и нормативных правовых актов в области образования" – 60 (шестьдесят) тестовых заданий;
9) для методистов, руководителей (заведующих) отделом (отделением, сектором, частью) методических кабинетов (центров):
"Методика преподавания, знание законодательства Республики Казахстан и нормативных правовых актов в области образования" – пятьдесят заданий.
Распределение баллов оценки знаний педагогов осуществляется согласно приложению 9 к настоящим Правилам.
39. Результат ОЗП считается положительным при достижении пороговых уровней:
1) для педагогов всех должностей:
квалификационная категория "педагог-стажер/педагог" – 50 %;
квалификационная категория "педагог-модератор" – 60 %;
квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70 %;
квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;
квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %;
2) для первых руководителей, заместителей руководителя организаций образования, методических кабинетов (центров) – 70%;
3) для методистов, руководителей (заведующих) отделом (отделением, сектором, частью) методических кабинетов (центров):
квалификационная категория "педагог-стажер/педагог" – 50 %;
квалификационная категория "педагог-модератор" – 60 %;
квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70 %;
квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;
квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %.
40. Продолжительность выполнения ОЗП без учета времени на проведение инструктажа составляет:
для педагогов – 80 (восемьдесят) минут, для предметов "Математика", "Физика", "Химия", "Информатика" – 125 (сто двадцать пять минут);
для первых руководителей, заместителей руководителя организаций образования (методических кабинетов (центров), методистов методических кабинетов (центров) – 90 (девяносто) минут;
для лиц с ограниченными возможностями (с нарушениями зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата) дополнительно предоставляется 40 (сорок) минут.
41. ОЗП проходят:
Педагоги, первые руководители и заместители руководителя при очередной аттестации 1 (один) раз в год – бесплатно, 1 (один) раз – на платной основе согласно сумме, утвержденной уполномоченным органом в области образования;
педагоги, претендующие на досрочную аттестацию, 1 (один) раз в год – бесплатно;
лица без стажа, имеющие педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю или имеющие документ о педагогической переподготовке, а также, желающие возобновить педагогическую деятельность – 1 (один) раз – бесплатно, последующие – на платной основе согласно сумме, утвержденной уполномоченным органом в области образования.
Пробное тестирование (по желанию педагога) – на платной основе в течение года.
42. При проведении ОЗП участвуют представители органов управления образования в качестве наблюдателей.
Наблюдатель не оказывает содействие педагогам во время тестирования, не допускает совершение действий, препятствующих проведению тестирования. При нарушении порядка проведения тестирования наблюдатель отстраняется от выполнения своих функций.
43. Лица с ограниченными возможностями (с нарушениями зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата) при наличии документа об установлении инвалидности, утвержденного приказом Премьер-Министра-Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 29 июня 2023 года № 260 "Об утверждении Правил проведения медико-социальной экспертизы" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 32922), прикрепляют документы об установлении инвалидности к заявлению, где дополнительно указывают необходимость предоставления помощника.
Организация, определенная уполномоченным органом в области образования, назначает помощника из числа работников организации, не имеющих родственных и других связей с педагогом, не являющегося педагогом предметов, сдаваемых в рамках ОЗП.
44. При подаче заявления на прохождение ОЗП педагоги выбирают язык сдачи (казахский, русский), дату, время, место тестирования. За день до прохождения ОЗП педагогу на электронную почту, указанную в заявлении, направляется уведомление о дате, времени, месте тестирования.
45. После рассадки до начала ОЗП проводится инструктаж по правилам проведения ОЗП.
При проведении ОЗП не допускается:
обсуждать и разглашать содержание заданий;
намеренная порча техники для тестирования и системы безопасности;
попытка вмешательства в систему тестирования и нарушения, связанные с прохождением ОЗП;
выходить из аудитории (компьютерного кабинета) без разрешения и сопровождения лица, выполняющего функции дежурного по коридору;
выходить из аудитории (компьютерного кабинета) на не более чем 10 (десять) минут и не более 1 (одного) раза, при этом не допускается выходить в первые и последние 15 (пятнадцать) минут тестирования, за исключением случаев, связанных со здоровьем аттестуемых;
переговариваться, пересаживаться с места на место;
обмениваться документами и бумагами А4, выданными для работы;
заносить в аудиторию (компьютерный кабинет) следующие предметы: фотоаппараты, любые средства сотовой связи (пейджер, сотовые телефоны, планшеты, iPad (Айпад), iPod (Айпод), SmartPhone (Смартфон), рации, ноутбуки, плейеры, модемы (мобильные роутеры), смарт часы, смарт очки, фитнес-браслеты (трекеры), диктофон, наушники проводные, беспроводные, микронаушники, беспроводные видеокамеры, GPS (ДжиПиЭс) навигаторы, GPS (ДжиПиЭс) трекеры, устройства удаленного управления, а также другие устройста обмена информацией, работающие в следующих стандартах: GSM (ДжиСиМ), 3G (3 Джи), 4G (4 Джи), 5G (5 Джи), VHF (ВиЭйчЭф), UHF (ЮЭйчЭф), Wi-Fi (Вай-фай), GPS (ДжиПиЭс), Bluetooth (Блютуз), Dect (Дект);
заносить в аудиторию (компьютерный кабинет) шпаргалки, учебно-методическую литературу, таблицу Менделеева и растворимости солей, калькулятор, бумаги различного формата;
выносить из аудитории (компьютерного кабинета) бумагу любого формата, включая пустые листы.
При выходе и при повторном входе аттестуемого в аудиторию осуществляется проверка на наличие недопустимых предметов.
46. При установлении факта нарушений требований, указанных в пункте 45 настоящих Правил, а также при несвоевременной подаче заявления на присвоение (подтверждение) квалификационной категории, по решению Комиссии, педагогу присваивается квалификационная категория на один уровень ниже действующей сроком на один год. Последующая аттестация проводится на присвоение (подтверждение) квалификационной категории в соответствии с принципом последовательности в порядке, определяемом настоящими Правилами.
При повторном установлении факта нарушения правил проведения ОЗП, по решению Комиссии, присваивается квалификационная категория:
педагогу, руководителю (заведующему) отделом (отделением, сектором, частью), методисту методического кабинета (центра) - "педагог", заместителю руководителя организации образования, методического кабинета (центра) - "заместитель руководителя" сроком на пять лет;
первому руководителю организации образования, методического кабинета (центра) – "руководитель" сроком на три года.
Последующая аттестация проводится на присвоение квалификационной категории в соответствии с принципом последовательности в порядке, определяемом настоящими Правилами.
47. При установлении факта нарушений пункта 45 настоящих Правил во время проведения ОЗП или при просмотре видеозаписи проведения ОЗП, независимо от срока сдачи, составляется Акт нарушения правил и условий проведения оценки знаний педагога согласно приложению 10 к настоящим Правилам, результаты ОЗП аннулируются.
48. При несогласии с результатом ОЗП аттестуемый подает заявление на апелляцию через систему компьютерного тестирования после завершения тестирования в течение 30 (тридцати) минут с мотивированным обоснованием (полным пояснением, пошаговым решением задач) по каждому заданию, не выходя из зала проведения ОЗП. Заявление на апелляцию после выхода педагога из зала проведения ОЗП не принимается.
Заявление на апелляцию по пересмотру всех заданий без мотивированного обоснования (полного пояснения, пошагового решения задач) по каждому заданию рассмотрению не подлежит.
49. Апелляция рассматривается:
1) по содержанию заданий в случаях:
несогласия с обоснованием правильного ответа;
отсутствия правильного ответа;
наличия более, чем одного правильного ответа;
некорректного задания;
2) по техническим причинам в случае отсутствия фрагмента или текста в заданиях.
50. Для проведения апелляции уполномоченным органом в области образования создается Апелляционная комиссия, которая рассматривает заявления на апелляцию, поступившие через систему компьютерного тестирования.
51. В состав Апелляционной комиссии входят представители уполномоченного органа в области образования, профессиональных сообществ, общественных, неправительственных и профсоюзных организаций, педагоги организаций образования.
Апелляционная комиссия состоит из нечетного числа членов. Члены Апелляционной комиссии участвуют в заседаниях без права замены.
Срок действия полномочий Апелляционной комиссии составляет один год.
52. Решение Апелляционной комиссии оформляется протоколом. Протокол заседания Апелляционной комиссии хранится в течение года в организации, определенной уполномоченным органом в области образования.
Срок рассмотрения Апелляционной комиссии составляет 15 (пятнадцать) рабочих дней.
Решение Апелляционной комиссии является окончательным и пересмотру не подлежит.
53. Сертификат о прохождении ОЗП по форме согласно приложению 11 к настоящим Правилам выдается по завершении компьютерного тестирования.
Результат ОЗП считается действительным один год со дня прохождения ОЗП.
54. Хранение электронной базы данных аттестуемых, прошедших ОЗП, обеспечивается в течение пяти лет.
55. Комиссией аттестующего органа педагогу иностранного (английский, немецкий, французский) языка присваивается квалификационная категория по итогам комплексного аналитического обобщения результатов деятельности, без прохождения процедуры ОЗП на основании заявления и действующего сертификата по уровню владения языком:
1) "педагог-модератор":
английский язык: айелтс (IELTS) – 6,5 баллов или тойфл (TOEFL) (іnternet Based Test (іBT))– 79-84 баллов;
французский язык: дельф (DELF) – В2;
немецкий язык: гесэцэтификат (GoetheZertifikat) – В2;
2) "педагог-эксперт":
английский язык: айелтс (IELTS) – 6,5 баллов или тойфл (TOEFL) (іnternet Based Test (іBT)) – 85-93 баллов;
французский язык: дельф (DELF) – В2;
немецкий язык: гесэ-цэтификат (Goethe-Zertifikat) – В2;
3) "педагог-исследователь":
английский язык: айелтс (IELTS) – 7 баллов или тойфл (TOEFL) (Интернет бейсд тест (Ай Би Ти) іnternet Based Test (іBT)) – 94-101 баллов;
французский язык: Дельф (DELF) – С1;
немецкий язык: гесэ-цэтификат (Goethe-Zertifikat) – С1;
4) "педагог-мастер":
английский язык: Айелтс (IELTS) – 7,5 баллов или тойфл (TOEFL) (Интернет бейсд тест (Ай Би Ти) іnternet Based Test (іBT)) – 102-109 баллов;
французский язык: Дельф (DELF) – С1;
немецкий язык: гесэ-цэтификат (Goethe-Zertifikat) – С1.
56. Педагогам иностранных (китайский, турецкий, арабский и другие) языков на основании заявления и действующего сертификата, официально признанного в странах носителях языка, Комиссией присваивается квалификационная категория по итогам комплексного аналитического обобщения результатов деятельности, без прохождения процедуры ОЗП:
"педагог-модератор" – уровень В2;
"педагог-эксперт" – уровень С1 или С2.
57. Педагоги всех должностей освобождаются от сдачи ОЗП и проходят комплексное обобщение результатов деятельности в следующих случаях:
1) при подтверждении ранее присвоенной квалификационной категории по действующей системе педагогами, имеющими педагогический стаж 30 (тридцать) и более лет;
2) при присвоении квалификационной категории "педагог-модератор" педагогами, имеющими "первую" или "высшую" квалификационную категорию;
3) при подтверждении квалификационных категорий "педагог-исследователь", "педагог-мастер" не более двух раз подряд.
Параграф 4. Порядок проведения комплексного аналитического обобщения результатов деятельности
58. Комиссия рассматривает материалы (портфолио) педагогов в период с января по август.
59. В материалы (портфолио) включается эссе (250-300 слов) педагога. Темы эссе ежегодно определяются уполномоченным органом в области образования.
При формировании материалов (портфолио) соблюдается принцип академической честности.
60. Материалы (портфолио) педагога на квалификационную категорию "педагог-модератор", "педагог-эксперт" формируются на Платформе через сбор и обработку документов (сведений) из различных баз данных.
В случае отсутствия оцифрованных данных или документов (сведений), формирующихся на Платформе из различных баз данных, данные вносятся вручную ответственным лицом, назначенным приказом первого руководителя организации образования.
Педагог проверяет в личном кабинете полноту введенных и собранных автоматически данных.
Комиссия не вносит изменения или дополнения в материалы (портфолио) педагога.
61. Члены Комиссии заполняют листы оценивания материалов (портфолио) педагога согласно приложению 12 и листы оценивания материалов (портфолио) руководителя организации образования согласно приложению 13 к настоящим Правилам. Лист наблюдения урока (занятия, организованной деятельности, мероприятия) педагога организации среднего (специального), дополнительного, технического и профессионального, послесреднего образования, организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей заполняется согласно приложению 14 к настоящим Правилам.
При рассмотрении материалов (портфолио) педагога ведется аудио- или видеозапись, которая хранится в аттестующем органе не менее одного года.
62. Комиссия при рассмотрении материалов (портфолио) педагога осуществляет проверку соответствия сертификата ОЗП данным, представленным в базе данных организации, определенной уполномоченным органом в области образования.
При установлении факта предоставления недостоверных сведений при формировании материалов (портфолио) педагог, руководитель (заведующий) отделом, методист методического кабинета (центра), заместитель руководителя организации образования, методического кабинета (центра) не допускается к прохождению аттестации на пять лет, первый руководитель организации образования, методического кабинета (центра) – на три года, при этом квалификационная категория педагогов снижается до категории "педагог", "руководитель", "заместитель руководителя". Последующая аттестация проводится на подтверждение (присвоение) квалификационной категории в соответствии с принципом последовательности в порядке, определяемом настоящими Правилами.
Параграф 5. Порядок досрочного присвоения (подтверждения) квалификационных категорий педагогам
63. Досрочное присвоение квалификационной категории допускается не менее, чем через 2 (два) года после очередной аттестации при наличии соответствующих результатов деятельности:
1) "педагог-эксперт" - педагог должен соответствовать не менее четырем требованиям:
является призером или победителем конкурсов профессионального мастерства на областном, республиканском уровнях в соответствии с Перечнем или перечнем, утвержденным органом управления образования областного уровня или уполномоченным органом соответствующей отрасли, согласованным уполномоченным органом в области образования;
подготовил победителя или призера олимпиад, конкурсов, соревнований, чемпионатов на областном, республиканском уровнях в соответствии с Перечнем или перечнем, утвержденным управлением образованием области, или уполномоченным органом соответствующей отрасли, согласованным уполномоченным органом в области образования;
удостоен звания "Лучший педагог" районного/городского уровня;
обобщает опыт на уровне области, городов республиканского значения, республики (для подведомственных организаций и организаций образования отраслевых государственных органов);
является автором учебно-методического комплекса или программы или методических материалов, рекомендованных учебно-методическим советом отдела образования района/города;
владеет английским языком на уровне не ниже С1 (CEFR) и преподает предметы на английском языке;
является кандидатом или мастером спорта международного класса по профилирующему предмету;
является мастером производственного обучения, имеет высокий квалификационный разряд по профилю;
является руководителем инновационной площадки или проекта (для методистов);
2) "педагог-исследователь" - педагог должен соответствовать не менее пяти требованиям:
является призером или победителем конкурсов профессионального мастерства на областном, республиканском, международном уровнях в соответствии с Перечнем или перечнем, утвержденным уполномоченным органом соответствующей отрасли, согласованным уполномоченным органом в области образования;
подготовил победителя или призера олимпиад, конкурсов, соревнований, чемпионатов на республиканском, международном уровнях в соответствии с Перечнем или перечнем, утвержденным уполномоченным органом соответствующей отрасли, согласованным уполномоченным органом в области образования;
является автором учебно-методического комплекса, программы, рекомендованных учебно-методическим советом при управлении образованием или республиканским учебно-методическим советом;
является автором (соавтором) изданных учебников, учебно-методических пособий, включенных в перечень учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, утвержденных уполномоченным органом в области образования;
обобщает опыт на уровне области, городов республиканского значения и столицы, республики (для подведомственных организаций и организаций образования отраслевых государственных органов) на учебно-методическом совете при управлении образования;
удостоен звания "Лучший педагог" областного уровня;
является руководителем инновационной площадки или проекта (для методистов);
публикация на основе исследовательской (инновационной, творческой) деятельности в изданиях, рекомендованных уполномоченным органом в области образования (для методистов);
транслирует опыт на уровне области, городов республиканского значения и столицы;
имеет степень кандидата наук/доктора или доктора PhD и стаж педагогической работы не менее трех лет;
3) "педагог-мастер" - педагог должен соответствовать не менее шести требованиям:
подготовил победителя или призера олимпиад, конкурсов, соревнований, чемпионатов на международном уровне в соответствии с Перечнем или перечнем, утвержденным уполномоченным органом соответствующей отрасли, согласованным уполномоченным органом в области образования;
является победителем или призером международных конкурсов профессионального мастерства в соответствии с Перечнем или перечнем, утвержденным уполномоченным органом соответствующей отрасли, согласованным уполномоченным органом в области образования;
является автором программ, рекомендованных республиканским учебно-методическим советом;
является автором (соавтором) изданных учебников, учебно-методических пособий, включенных в перечень учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, утвержденных уполномоченным органом в области образования;
имеет публикации на основе исследовательской (инновационной, творческой) деятельности в изданиях, рекомендованных уполномоченным органом в области образования;
транслирует опыт на республиканском уровне;
имеет степень кандидата наук/доктора или доктора PhD и стаж педагогической работы не менее пяти лет;
удостоен звания "Лучший педагог" Республики Казахстан.
64. Досрочное присвоение квалификационной категории первому руководителю, заместителю руководителя организации образования, методического кабинета (центра) допускается в случае достижения непрерывно в течение 2 (двух) лет соответствующих заявляемой квалификационной категории результатов деятельности.
Приложение 1
к Правилам и условиям
проведения аттестации
педагогов
Форма
Перечень основных требований к оказанию государственной услуги "Прием документов для прохождения аттестации педагогов"
1. Наименование услугодателя Министерство просвещения Республики Казахстан, Комитет среднего образования, управления образования областей, городов республиканского значения и столицы, отделы образования районов и городов областного значения, организации образования
2. Способы предоставления государственной услуги Портал "электронного правительства" egov.kz;
объект информатизации "Национальная платформа непрерывного профессионального развития педагога "Ұстаз".
3. Срок оказания государственной услуги Сроки оказания государственной услуги: один рабочий день
4. Форма оказания государственной услуги Электронная (частично автоматизированная)
5. Результат оказания государственной услуги Уведомление о приеме документов, либо мотивированный отказ в оказании государственной услуги, подписанная ЭЦП услугодателя. Результат оказания государственной услуги отражается в личном кабинете услугополучателя.
6. Размер оплаты, взимаемой с услугополучателя, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных законодательством РК Бесплатно физическим лицам
7. График работы через портал "электронного правительства" egov.kz и объект информатизации объект информатизации "Национальная платформа непрерывного профессионального развития педагога "Ұстаз" - круглосуточно, за исключением технических перерывов в связи с проведением ремонтных работ (при обращении услугополучателя после окончания рабочего времени, в выходные и праздничные дни согласно Трудового кодексу Республики Казахстан, прием заявлений и выдача результатов оказания государственной услуги осуществляется следующим рабочим днем).
8. Перечень документов и сведений, истребуемых у услугополучателя для оказания государственной услуги 1) заявление;
2) диплом об образовании (в случае отсутствия сведений в информационных системах);
3) документ о прохождении курсов переподготовки (при наличии);
4) документ, подтверждающий трудовую деятельность работника (в случае отсутствия сведений в информационных системах);
5) сертификат о прохождении курсов повышения квалификации по образовательным программам, согласованным с уполномоченным органом в области образования;
6) удостоверение и приказ о присвоенной квалификационной категории (для лиц, имеющих квалификационную категорию);
7) документы, подтверждающие профессиональные достижения и обобщение (трансляцию) опыта;
8) документы, подтверждающие достижения обучающихся;
9) эссе (250–300 слов).
Сведения о документах, удостоверяющих личность, об образовании и трудовой деятельности получаются из информационных систем соответствующих государственных органов посредством шлюза электронного правительства.
Документы, указанные в пунктах 3), 5), 6), 7), 8) аттестующихся на квалификационные категории "педагог-модератор", "педагог-эксперт" формируются на Платформе.
9. Основания для отказа в оказании государственной услуги, установленные законами Республики Казахстан 1) установление недостоверности документов, представленных услугополучателем для получения государственной услуги, и (или) данных (сведений), содержащихся в них;
2) несоответствие представленных материалов, данных и сведений, необходимых для оказания государственной услуги, требованиям;
3) отсутствие согласия услугополучателя, предоставляемого в соответствии со статьей 8 Закона Республики Казахстан "О персональных данных и их защите", на доступ к персональным данным ограниченного доступа, которые требуются для оказания государственной услуги.
10. Иные требования с учетом особенностей оказания государственной услуги, в том числе оказываемой в электронной форме и через Государственную корпорацию Аттестация проводится 1 раз в учебном году. Заявление на аттестацию принимается в сроки, определенные уполномоченным органов в области образования.
Комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности - в период с января по август текущего учебного года.
Услугодатель имеет возможность получения информации о порядке и статусе оказания государственной услуги в режиме удаленного доступа посредством "личного кабинета" на Платформе при условии наличия ЭЦП, а также Единого контакт-центра: 1414, 8 800 080 77777. Контактные телефоны справочных служб услугодателя по вопросам оказания государственной услуги размещены на интернет-ресурсе Министерства: www.edu.gov.kz.
Приложение 2
к Правилам и условиям
проведения аттестации
педагогов
Форма
Председателю
аттестационной комиссии
_______________________
Заявление на прохождение аттестации педагога
____________________________________________ ИИН __________________
(Ф.И.О. (при наличии)
Должность, место работы, электронная почта ____________________________
___________________________________________________________________
Прошу допустить к участию в аттестации по присвоению/ подтверждению
квалификационной категории в 20 ___ году на квалификационную категорию
___________________________________________________________________
должность (специальность)
В настоящее время имею квалификационную категорию __________________,
действительную до___(день) ___(месяц) ____ (год).
Наименование организации образования ________________________________
___________________________________________________________________
С Порядком проведения присвоения (подтверждения) квалификационной
категории ознакомлен (-а). "___" __________ 20 ___ года
__________________
(подпись)
Приложение 3
к Правилам и условиям
проведения аттестации
педагогов
Форма
_____________________
/Ф. И. О. (при наличии)
услугополучателя/
Уведомление о приеме заявления на прохождение аттестации
Заявление на участие в аттестации по присвоению (подтверждению)
квалификационных категорий педагогам принято.
Настоящее уведомление направлено "____" __________20___года.
Приложение 4
к Правилам и условиям
проведения аттестации
педагогов
Форма
_____________________
/Ф. И. О. (при наличии)
услугополучателя/
Уведомление об отказе в дальнейшем рассмотрении заявления на прохождение аттестации
Заявление на участие в процедуре присвоения (подтверждения) квалификационных
категорий педагогам не рассматривается в связи с
____________________________________________________________________,
а именно /указать наименование отсутствующих или несоответствующих
документов/:
1) ______________________________;
2) ______________________________;
3) ______________________________.
Настоящее уведомление направлено "____" _________20___года.
Подпись услугодателя _____________